Корзина
154 отзыва
+380
93
864-85-45
«LuckyArt»

Свистульки

Свистульки

14.11.12

Творчество мастеров как эхо древнейших символов, воплощение нашей планеты, звезд, и всего мироздания присутствует и в керамической игрушке. В музеях, мы можем найти свистульки из керамики, и поневоле заметим, что образы зачастую одни и те же, среди них главными являются обычные люди, военные верхом на скакунах ,а также  птицы и животные. Крестьянки с младенцами на руках. Много общего и во внешнем виде свистулек:  части тела упрошены в стиле примитивизма и лишь слегка подчеркнуты и практически не разделены между собой, в целом, грубо слепленной массе. Элементарность в лепке скрашивает простоватая роспись, обычно в разноцветную полоску. Прототипы сюжетов  дошли до нас из глубокой древности. Возможно, что авторы даже не осознают что, в этих свистульках прослеживается корни взаимосвязи земледельца с плодородной землей. Но, несмотря на знаковое и практическое значение керамических свистулек в былые времена, люди по старинке кличут их просто игрушками. Они олицетворяют бессмертное народное творчество. Восторгают и поражают нас выразительность и четкость героев, сделанных с малыми расходами глины и небольшой трудоемкостью, удивляющих особым сочетанием лепки и окраски.

Если случалось вам однажды наблюдать, за лепкой свистульки, то на всю жизнь запечалится в памяти это крайне интересное действо. Сложно уследить и заметить все детали в работе скульпторов — настолько стремительны их отточенные движения. В ручную разминают, катают и заглаживают кругляшек, выворачивают его на обратную сторону, зажимают меж пальцев и вытягивают мелкие части, специальным приспособлением вминают дырочки  глаз, а так же дырку для свиста. Из малого кусочка глины получается, к примеру, сказочный лось, кабан или яркая птица.
Вылепленные свистульки отправляют в сушилку, а просушив примерно неделю, пускают на обжиг в особые муфельные печи. Глины состоят из различных компонентов, от определенного количества той или иной составляющей глины зависит то, какой цвет она получит при термальной обработке. Затем свистульки глазуруют или раскрашивают.
В каждой области или городе, где делались свистульки, складываются свои традиционный стиль в лепки отлива и росписи, любимые образы . В музейных коллекциях представлены поделки многих таких районов — больших и не очень, именитых и почти никому неизвестных.
В России и на Украине много таких мест представителей древней культуры и богатых художественных традиций. В них строили древние, рубленные из дерева храмы, писали иконы, резали по дереву узоры и бытовые вещи, ткали, вышивали, работали на гончарных кругах, лепили и лили формовочные свистульки.
В разных местах и свистульку делают по-разному, в одних свистульки пластичны, обладают нежной, сдержанной гаммой красок в росписи. Это маленькие низкорослые свистульки они грубоваты и тяжеловаты. С несоразмерно крупной мордой и широкой шеей, короткие конечности, продолговатое тело. Свистульки небольшие и аэродинамические, у них максимально простая форма, мелкие части еле заметны. Три отверстия глаза и рот, прямой нос на сглаженном округлом лице, иногда есть пуговицы, просто примятые кругляшки на одежде завершают облик этих маленьких статуэток, величественных, невзирая на небольшие размеры.
Грубую лепку частично скрывает роспись. Она дорисовывает лица свистулькам, облачает их в одежды. Роспись мягкими тонами цветов на белом фоне восполняет орнамент. 
Абсолютно простые и даже примитивные приемы в изготовлении свистульки совершенно ее не портят. Они имеют великую эмоциональную силу, в этом и прячутся характерные черты творческого подхода народных мастеров, редчайший талант обобщения, умение показать нечто в немногочисленных, но имеющих большое значение и безошибочно подмеченных деталях.
В иных местах в свистульке доминируют два вида сюжетов — они изображают человечков стилистического облика, а также различных представителей животного мира. Тут отлично показан бытовой образ сельского жителя. Основными героями этих свистулек выступают — деревенские женщины и мужчины. Как принято фольклорном творчестве, скульптор ваяет их не в обыденных стандартных ситуациях, а пышно торжественно нарядными. Вот сельская девушка с лукошком, в узорчатом платье, на ней также есть блузка с огромными пуговицами, которые дополняют и украшают ее туалет, мужчина в округлом картузе и веселом чупруне, с козлиной бородкой. Свистульки фасадные, их стойки выражают парадность и значимость.
В создании людских персонажей художник в основном полагается на жизненные наблюдения, другое дело звери свистульки, они обычно не похожи на настоящих, в этих тварях ядреный коктейль истинного с воображаемым. Пожалуй единственный похожий на себя зверь это косолапый мишка. Он прямо ходящий как человек, но скалит пасть и тянет свои могучие лапы, как будто готовится поймать свою жертву, вид у него отнюдь не дружелюбный.
Иные свистульки звери неизвестных пород с отдельными чертами свиней, лошадей, котов. Но их очертания — это только прозрачный намек на правдоподобность таких сказочных фантомных тварей. Они отличаются от привычных игрушек, своей озлобленностью и кусачестью. 
Даже сегодня в тульской области делают высокие горшки, и большое количество керамических фигурок и свистулек.
Свистульки эти особенно выразительны. Богатая пестрая роспись дает свистулькам праздничный декор. В специально подобранной гамме красителей преобладают несколько цветов — красный, желтый, зеленый реже голубой. Красителями покрывают поверхность глиняных изделий после термообработки. Особенная тут и лепка свистульки. Небольшие, мягкие, пластичные. В сравнении с другими, они гораздо больше, вытянутые, утонченные, элегантные.
Тем не менее, образы все те же женщины, животные и птицы. Но здешние мастера свистульки, создают свой особый тип свистулек, абсолютно отличающийся от других.
Женщины тут стройны и высоки, одеты в юбки, которые делают эти свистульки очень устойчивыми. На руках у женщин имеются дети и маленькая свистулька петух. Наряды к обычно раскрашены в полоску, передники с узорами, на голове кокошник — это привычные одеяния тульских женщин.
Необыкновенно эффектны военные. Стройные, с длинными ногами, в шинелях, на плечах погоны ,штаны с лампасами, в примятой шляпке и лаковых штиблетах, они бодрые, жизнерадостные и немного потешные в своей дурашной нарядности.
Лица вояк и женщин невыразительны, точками обозначены глаза и рот, так как будто они нарисованы детьми. На них читается скорость движений лепщика, который одним движением оживляет каждую игрушку свистульку.
Звериный мир тут тоже своеобразен. Среди героев все больше домашних животных тут и быки и псы и овцы, а также куры и гуси. Полосатые, точечные и округлые узоры все сильнее уводят, эту смешную живность от настоящих их прототипов и толкает их в волшебную вселенную потешных свистулек, тут любые очертания допустимы и могут быть реальными.
Глиняные игрушки уже давным-давно перестали быть просто игрушкой . Теперь они являются произведениями декоративно прикладного искусства, у маленьких статуэток богатое прошлое, а также большие многообещающие перспективы. Ведь для человеческой души материальные блага обычно на втором плане, а сказки иногда просто необходимы. Глиняные поделки способствуют развитию духовного мира людей, делают человека утонченным, несут сквозь века добро и чистоту. Поэтому значение народной свистульки трудно переоценить: тут любой персонаж проводит нас в удивительные миры, в свою  волшебную сказку.

Купить свистульки можно на различных арт. выставках на ярмарках или в нашем магазине. У нас вы можете купить свистульки оптом, или в розницу купить свистульку в подарок.